НОВОВВЕДЕНИЯ В СТРАХОВАНИИ

Верховный суд РФ обязал страховые компании оплачивать ремонт автомобилей, которые застрахованы по полису КАСКО в полном объеме. Пресловутый износ деталей теперь не должен учитываться. Раньше при добровольном страховании было достигнуто понимание: в случае аварии пострадавшие детали должны заменяться только новыми, а не бывшими в употреблении.

Верховный суд РФ опубликовал новые обзоры судебной практики. Сделанные в них выводы еще не являются официальными законами, но основываясь именно на эти рекомендации, суды должны принимать свои решения. Данные рекомендации будут полезны и судам, и страховым компаниям, и всем водителям.

Автомобилисты могут сделать основной вывод – Верховный суд признал незаконными включения условий выплат, учитывая износ частей, агрегатов и узлов транспортных средств, в договора о страховании. Некоторые владельцы автомобилей, купившие полис КАСКО, не всегда получают в случае аварии полную сумму стоимости ремонта. Происходит это из-за того, что страховая компания при выплате суммы страховки отнимает из стоимости деталей определенные проценты, учитывающие год выпуска и пробег автомобиля.

Однако, как утверждает Верховный суд, в соответствии в гражданским кодексом РФ возмещению подлежат все расходы, которые страхователь уплатил или уплатит для восстановления нарушенных прав. И его права должны быть восстановлены в полном объеме. Это означает, что страховая компания должна не учитывать износ деталей и запчастей при выплате страховой компенсации. Иначе транспортное средство будет приведено только в худшее состояние, чем оно было до страхового случая.

Верховный суд также определил, что страховая компания не имеет права отказывать выплачивать клиенту компенсацию по полису КАСКО, если в момент аварии за рулем находился водитель, который не вписан в данный полис. В статьях 961, 963 и 965 Гражданского кодекса предусмотрены все обстоятельства, при которых страховая компания освобождается от выплаты компенсации. Ни нормами Гражданского кодекса, ни другими законами не предусмотрено такое основание в отказе выплаты, как отсутствие водителя в страховом полисе. Поэтому Верховный суд РФ считает, что у страховых компаний нет никаких оснований для подобных отказов.

Не удивительно, что страховщики были раскритиковали такие решения Верховного суда. Они считают, что полис КАСКО – добровольный вид страхования. Страховые компании, учитывая или опуская перечисленные моменты, предлагали своим клиентам только те продукты, которые наиболее подходили им по цене. У автомобилистов был выбор: согласиться с соответствующим договором или не согласиться и выбрать более подходящие условия страхования.

Теперь же все суды будут действовать исходя из обзоров судебной практики Верховного суда. Это означает, что страховые компании увеличат стоимость страховых продуктов, поскольку новый автомобиль за один год в цене потеряет больше, чем транспортное средство, бывшее в употреблении. Примерно на 15-20% возрастет стоимость страховки.